Меню сайта
Наш опрос
|
ПсихологПсихологическая работа ведется по следующим направлениям:
Развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на
Консультативная работа
В копилке диагностического инструментария педагога-психолога очень много материала по направлениям: - психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению; График работы педагога - психолога (скачать)
Подборка рекомендательной помощи психологического сопровождения образовательного процесса Как помочь ребенку преодолеть тревожность · Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны. · Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию. · Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок. · В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. · Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. · Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить. · Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет. · Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...» · Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание... · Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. · Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами. · Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. · Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Застревающие дети · Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. · Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. · Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время. Стратегии поддержки · Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. · Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. · На экзамене задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». · Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Стратегии поддержки · На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр. · Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. · Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время. Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 1. Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе. 4. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. 5. В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу. 6. Задания следует разъяснять персонально или писать на доске. 7. Детям с синдромом гиперактивности не стоит делать резкие замечания. 8. Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы. 9. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. 10. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы. 11. Поощряйте ребенка, например, если ребенок хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут. 12. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу. 13. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале. Правила работы с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка 2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 4. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после события его провоцирующего. 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 8. Развивать способность к сочувствию. 9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 10. Учить брать на себя ответственность. Шпаргалка для педагогов 1. Игнорируйте истерические реакции. 2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики. 3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения. 4. Не стремитесь угодить. 5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно). 6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания. 8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний. 9. Этот ребёнок требует много льгот для себя. 10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие. 11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков — одно замечание/наказание. 12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного. 13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью) 14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся. 15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины. 16. Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение. 17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным. 18. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое. 19. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 20. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе. Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьмиЭтих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные интересы: о строении мира, о потустороннем мире… Эти дети любят много читать, у них развита речь, но часто она формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Эти дети способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих детей нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.В работе с такими детьми надо опираться на их сильные стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим приспособляться к ним. 1. Не призывайте их к совести, не читайте морали. 2. Учитывайте наличие страхов методом наблюдения, особенно анализом рисунков; определите тематику страхов, потом прорисуйте их: из страшного сделайте смешное. Страх у этих детей сопряжён с любопытством — помогите преодолеть эту проблему. Рекомендации по работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.
Эти трудные черты порой абсолютно неуправляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты? Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией. Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки, нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и помощь со стороны умных, знающих и самое главное добрых людей – УЧИТЕЛЕЙ (в самом широком смысле этого слова). Рекомендации: Конфликты во время урока. Агрессивность. Учебный процесс. Общие советы: Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!
|
Календарь
Поиск
Архив записей
Пермский край
Министерство
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||